23 апреля 2023

Фантастическая реальность Александра Саидова: волшебные миры, продуманные до мелочей

Фантастическая реальность Александра Саидова: волшебные миры, продуманные до мелочей

<p>Практически все свое время художник Александр Саидов посвящает творчеству, хотя до своего тринадцатилетия и первого посещения Эрмитажа он не придавал значения занятиям рисунком и живописью. После путешествия в Ленинград с отцом-художником и полученных впечатлений от коллекции крупнейшего музея страны, Александр с энтузиазмом окунулся в мир изобразительного искусства. Он начал ходить в художественную школу, а в пятнадцать лет поступил в художественное училище, где отдавалось предпочтение импрессионистической манере письма.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Переосмысляя опыт, полученный в художественном училище, Александр Саидов уже тогда понимал, что ему близко иное направление. Изначально он интересовался мастерами Средневековья и Возрождения, изучал их принципы передачи светотени и объема, пытался найти компромисс между интересной ему сложной детализацией и импрессионистичным пониманием света и цвета. Глядя на произведения Леонардо да Винчи, Босха, Дюрера, юный художник придумывал своих персонажей, рисовал биологические организмы в полусказочном пространстве и то, как они взаимодействуют. Так было положено начало самостоятельному творческому пути Александра Саидова.</p>

<p><em>&laquo;Художник это тот, кто может создавать новые миры, как не выбрать такую профессию&hellip;&raquo;</em></p>

<p>Годы, проведенные в армии, также оказались продуктивными для творческого становления художника. С 1989 по 1991 Александр Саидов служил в батальоне с чертежниками, выпускниками Краснодарского и Астраханского художественных училищ. Для художника это был период графики, поскольку возможности заниматься живописью практически не было. Его творческое внимание продолжало погружаться в сюрреалистические миры, в этот период художник осваивал выразительные приемы на стыке реализма и формализма.</p> <p>Спустя несколько лет, получив необходимый опыт и знания, Александр Саидов вернулся к глубоко детализированному реализму и занялся освоением портретного и пейзажного жанров, считая, что это ключ к коммерческому успеху. В его работах акцент постепенно сместился на демонстрацию реалистического мастерства с опорой на традиции старой европейской школы XVII века. Развитие в этом направлении принесло Саидову новые знакомства с другими художниками, способствовало обмену творческими идеями. Однако вскоре он осознал, что достоверное копирование предметного мира не представляет для него интереса, и далее стал стремиться к созданию собственной художественной реальности. В этот период на Александра Саидова особое впечатление произвели произведения в стиле романтизм, творчество Джованни Баттиста Пиранези, Прерафаэлитов и Назарейцев. В картинах Александра Саидова реалистические черты начали сочетаться с фантастическими элементами и нотами символизма. При этом художник развивался в нескольких жанрах: писал натюрморты, фантастические архитектурные пейзажи и сюжетные композиции с людьми и сказочными персонажами, вплетая приемы стилизации в реалистическую канву.</p>

<p><em>&laquo;</em><em>Всегда есть выбор, начать создавать свой мир, или присоединиться к существующему и обогатить его, давая дополнительную детализацию или придумав какое-то ответвление внутри этого мира. У меня есть оба этих подхода...&nbsp;</em><em>Сюжетные композиции захватывают меня больше всего, появляется азарт, желание увидеть результат, а вот натюрморт я вижу сразу таким, каким он будет и задача уже иная &ndash; скорее на внимательность к поставленным предметам&raquo;.</em></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

<p>В более ранний период творчества Александру Саидову нравилась именно степень реалистичности, которой ему удавалось достичь в натюрмортах. Художника никогда не переставал вдохновлять академический реализм XIX века, мебель и предметы интерьера эпохи барокко, а также мастерство итальянских художников Раннего Возрождения. Благодаря внимательному изучению натуры и накопленному опыту написания реалистичных натюрмортов с высокой степенью детализации, художник смог впоследствии воплотить свою основную идею, ставшую лейтмотивом его творчества: а именно &ndash; изображать реалистично любые вымышленные объекты. В произведениях позднего периода художник начинает уделять внимание не только визуальному компоненту, но и тому, как его произведения воздействуют на зрителя, какие они формируют настроения и переживания. В частности, целая серия работ Александра Саидова посвящена ощущениям счастливого пребывания в мире. В некоторых картинах неуловимый флер счастливого благополучия перекликается с ностальгическими переживаниями или с необъяснимой тревогой о возможной утрате гармонии.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Композиции в картинах Александра Саидова продуманы до мелочей, каждая деталь воображаемого мира кажется реальной, а манера письма и подача настолько убедительны, что зритель невольно начинает верить, что все изображенное не плод фантазии художника, а реально существующий мир, со своими законами и течением жизни.&nbsp;В некоторых произведениях художника фантастический мир основан на уже знакомых широкому кругу зрителей памятниках литературы, мифах и легендах, религиозных текстах. Среди них тема райского сада и населяющих его ангелов, или мир амуров, вооруженных стрелами, которые любому способны причинить душевные муки. Эти миры существуют в нашем культурном пространстве уже тысячи лет. Однако художник стремится представить их зрителю с иного ракурса, погружается в детали, о которых невозможно найти информацию в священных текстах или мифах. Саидов углубляется в парадоксальные противоречия и нюансы, о которых никто никогда не задумывается. Например, художник выстраивает в своем воображении, а затем переносит на холст, архитектурные конструкции, в которых живут ангелы или существа, созданные Творцом, но не понравившиеся ему. Более того, художник не ограничивается исследованием уже существующих миров, он развивает и свои фантастические миры, давая волю собственному воображению. Мир живой геральдики Александра Саидова населен ожившими геральдическими символами и существами. По мнению художника, все символы &ndash; это стилизованные, графически упрощённые изображения реальных предметов, животных, растений, в которых сконцентрированы определенные свойства. Например, Лев &ndash; власть, ключ &ndash; секрет... Художник возвращает геральдические символы в трёхмерное пространство, сохраняя их гиперболизированную, гротескную форму. Созданные из них сюжетные комбинации генерируют неожиданные новые смыслы. В ряде произведений Александра Саидова прослеживаются тенденции к объединению различных фантастических миров, однако художник считает, что часть созданного не сможет вписаться в общий мир и навсегда останется отдельно существующей.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Художник в своих картинах стремится максимально тонко передать все нюансы, в результате чего композиции иногда производят впечатление чрезмерной сложности, даже вычурности. Однако при этом вдохновение Александр Саидов ищет в простых вещах, а точнее в самой красоте &ndash; в понравившихся предметах, приятных глазу фотографиях. Иногда он ищет вдохновение в произведениях других художников, навевающих своей недосказанностью на философские размышления, которые, в свою очередь, хочется визуализировать. Среди художников, вдохновляющих Саидова, не только вышеупомянутые Иероним Босх и Леонардо, но и Паоло Уччелло, Пьеро дела Франческа, Матиас Грюневальд, Ханс Рудольф Гигер и Марк Райден.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

<p><em>&laquo;&hellip;но в одном художнике, все, что меня радует, так и не сошлось, и, я думаю, это невозможно. Я, наверное, и стал художником, чтобы соединить в своих картинах все, что мне нравится. Работаю над тем, чтобы это удалось, но некоторые вещи не соединяются, это как на фото &ndash; когда снимаешь солнечный день: или тени чёрные, или света засвечены!&raquo; </em></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

<p>Идеи некоторых картин художника уходят корнями в детские воспоминания и впечатления. Например, прочитав &laquo;Маугли&raquo; Редьярда Киплинга, еще в школьный период, Александр Саидов был глубоко впечатлен описаниями старинного города с заросшими растительностью руинами дворца. Этот эпизод из книги, в котором Маугли отправился в заброшенный город за &laquo;железным зубом&raquo;, настолько вдохновил художника, что спустя двадцать лет Александр Саидов захотел выяснить, где именно в Индии находится это место. Однако оказалось, что с тех пор были проведены реставрационные работы и некогда руинированный и покрытый зарослями дворец теперь выглядит совсем иначе. Узнав об этом, художник продолжил поиски места, которое бы совпало с образами из его ранних воспоминаний &ndash; и нашел его в Камбодже! Не раздумывая, Александр Саидов отправился в путешествие, чтобы собрать материалы для новой картины, действие которой, по замыслу художника, должно было происходить в XVIII веке.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Сюжет произведения состоял в том, что два европейца, мужчина и женщина, попадают в сказочно красивый экзотический лес, и находят там полуразрушенный дворец в восточном стиле. Европейцы с интересом рассматривают руины дворца, скульптуру и фрагменты рельефов, изображающие людей из давно ушедшей эпохи. Зрители картины, в свою очередь, с интересом смотрят на этих персонажей XVIII века, так как для нас этот период тоже безвозвратно ушедшая эпоха. В процессе работы над картиной Александр Саидов пригласил натурщиков, с которыми была проведена фотосессия в костюмах XVIII века. Подобрать костюмы, соответствующие эпохе, удалось быстро, арендовав их в местном театре. Однако в процессе работы возникла сложность &ndash; у мужчины никак не получалась нужная художнику поза, в которой он должен был рассматривать в монокль рельеф с обнаженной танцовщицей. В результате, Александр Саидов сам оделся в костюм и выступил моделью для собственной картины, включив в нее, таким образом, свой автопортрет. Тем самым, художник одновременно стал героем своей картины и в очередной раз погрузился в яркие впечатления, связанные с прочтением любимой книги.</p>

<p><em>&laquo;</em><em>Все фантастические миры &ndash; это порождение архетипического бессознательного, общего для всех людей, и поэтому мы легко можем погрузиться в такой мир, хотя никогда его не видели в реальности...</em><em>В моих творческих планах &ndash; продолжать исследовать вымышленные миры и взаимодействие архетипов. Меня захватил этот мир. Визуализация нового найденного смысла через хорошую реалистическую живопись с элементами гиперболизации &ndash; вот что очень меня увлекает&raquo;.</em></p> <p>&nbsp;</p>

<p>Считая себя современным художником, Александр Саидов, тем не менее, работает в классической технике: живопись в его картинах тонкая, лессировочная, в традициях европейских мастеров XVII-XVIII веков. Художник развивается через адаптацию новых идей на классическом фундаменте. Иными словами, в творчестве ему в большей степени близка эволюция, а не революция, когда все самое лучшее из прошлого включается в современное. &nbsp;</p>