04 октября 2022

Разговор с художником. Александр Саидов

Разговор с художником. Александр Саидов

<p>В сентябре RakovGallery в Петербурге представила выставку новой серии работ краснодарского художника Александра Саидова. О том, почему выбор пал на тему рая, как придумываются фантастические существа, а также о дальнейших творческих планах спросили у художника в новом интервью.</p>

Новая серия картин, представленная на нашей выставке - о рае и его обитателях. Расскажите, какой идеей объединены работы и что подтолкнуло к их созданию?

В сознании людей есть понятие «рай» – это какое-то счастливое место, которого нет в реальности, но, описывая его, люди используют вполне материальные понятия. Вот этот парадокс я и исследую. Материализую природу более изобильную, чем в реальности: плоды, превосходящие всеми параметрами реальные плоды; животные, которые уже и не животные… Рассматриваю понятие границ рая, отталкиваясь от идеи о том, что было изгнание из рая. То есть рай не может быть бесконечным, там должен быть вход и выход. А это уже архитектура… Размышляю, что же мог построить творец или существа (ангелы, архангел), созданные им до сотворения человека? Это же парадокс – архитектура, которую делал не человек! Именно устройство рая, его визуализация меня и увлекает.

Как вы пришли к тому, что вы – художник и хотите в этом развиваться?

Изначально меня привлекала возможность создания иллюзии пространства на совершенно ровной плоскости. В какой-то степени это волшебство – сделать объемный мир в прямоугольном окне. В реальности это просто плоский прямоугольник. А затем увлек вопрос, что за мир там за исчезнувшей поверхностью (когда на холст наносятся краски, зритель перестаёт видеть поверхность, видит иллюзию пространства; поверхность как будто бы исчезает).

У вас две так называемые стилевые «ветви» в творчестве: гиперреализм и сюрреализм. Почему выбираете именно их?

Реализм – это уважение к красоте тех элементов окружающего мира, которыми я восхищаюсь. Бережное их отображение. Сюрреализм, или, точнее, фантастический реализм и символизм – это создание собственной реальности, желание исследовать новые формы, иногда даже спортивный интерес написать не менее красивый мир, чем наш, но немного другой.

Расскажите о процессе создания ваших произведений.

Сначала я размышляю на волнующие меня темы; в результате размышлений появляется умозаключение, которое рождает в воображении визуальный образ. Потом ищу материалы: предметы, фото, позы людей, выражения лиц, всего, что будет усиливать выразительность. Затем на бумаге рисую эскизы, пока не найду оптимальную композицию. Вот с этого момента беру холст. Но и на холсте продолжаются уточнения и даже перестановки.

А персонажей всех придумываете сами или на что-то опираетесь при их создании?

Есть понятие архетипов, например, в геральдике это ярко выражено. Когда видишь волка, возникают одни ассоциации, видишь орла – другие, курица вызовет третьи. Их взаимодействие ещё сильнее стимулирует мыслительный процесс. Придавая этим архетипам человеческие черты, усиливаешь силу их эмоциональности для зрителя. Многие отмечают, что мои персонажи грустные. Я думаю, это побочный эффект моего стремления дать им умный взгляд. Наглядная иллюстрация тезиса «Много знаний – много печали».

Кто ваши любимые художники? Может быть, есть имена, которые оказали влияние на ваш стиль, видение в искусстве?

<p>Любимым могу назвать искусство многих известных художников. Джованни Баттиста Пиранези, создатель мира архитектурных руин. Иероним Босх (он многих вдохновляет, и я не смог остаться в стороне). Ян Ван Эйк &ndash; художник, который придумал масляную живопись и задал невероятный уровень реализма. На мой взгляд, за прошедшие века после него художники в этом продвинулись не так далеко, как он это сделал сразу. У Арнольда Беклина вдохновляют остров мертвых, образы тритонов, фавнов. У Пьеро дела Франческа &ndash; математическая точность и чистота пространства. У Мантеньи нравится его стиль. Альма-тадема &ndash; виртуоз построения пространства на сближениях тональных и цветовых пятен, очень воздушно и живо он это делает. Жан Дельвиль &ndash; сильный символист, одновременно и выразительный, и деликатный. Атмосфера некоторых картин Константина Сомова просто магическая. Эрнст Фукс впечатляет материализацией религиозного мистицизма. Вдохновляют мастера голландского натюрморта XVII века. Из живых авторов нравятся Марк Райден (обаятельный мир фантастического реализма, где сочетаются и миленькие куколки принцессы, и, например, Авраам Линкольн); Липкин (очень хорошая реалистическая живая живопись); Инноченти (творит чудеса невероятно детализированного пространства, и все это акварелью). И это лишь те художники, которые всплыли в памяти сразу. В разное время на меня влияли разные художники, их значение со временем утрачивало актуальность, другие остались путеводными маячками. Примерно пару раз в неделю в поле зрения попадают произведения, которые очень радуют восприятие. Я практически каждый день просматриваю информационное пространство изобразительного мира, не только современного. Много картин, созданных в прошлом, как оказывается, до сих пор не попадались мне на глаза.</p>

Что вас вдохновляет?

Красота видимого мира: приятные формы с пропорциями, радующими глаз, цветовые комбинации, красивые вещи, в основном, созданные в глубоком прошлом и прошедшие отбор временем. Например, коринфские капители, декор эпохи барокко или кельтские орнаменты. А ещё вид хорошо загрунтованного холста.

Как вы выбираете темы для ваших работ?

Во время творческого кризиса Энди Уорхол пришёл к тому, что нужно рисовать то, что любишь. Так появились его банки с супом. У меня похожий метод: я выбираю темы, связанные с вещами, которые я люблю. Они дают простор для живописи, где можно демонстрировать мастерство.

Над чем работаете сейчас?

Сейчас продолжаю расширять «райский мир», проникаю в его закоулки. Ищу то, что неочевидно, но вытекает из логики существования рая. Довольно много парадоксов всплывает, если это обдумываешь.

Есть ли новые серии в планах? О чем они будут?

Уже даже начал – это тема поединков, архетипических битв. Она в зачаточном виде присутствует в некоторых старых работах. Это, на мой взгляд, сейчас актуально: сейчас время перемен через борьбу. Но картина – не новости, она висит на стене десятками лет, и смысл ее не в прямой философии, которую можно объяснить словами. Ренуар говорил: «Если картину можно объяснить словами, это плохая картина». Здесь философия должна читаться через изобразительные знаки (линии цвета, формы, предметы, мимику). Поэтому то, что сейчас стало актуально, я перевожу в формы, которые не должны потерять актуальность в будущем.