18 марта 2021

Уроки незабытого прошлого: возрождение критического реализма в живописи Александра Грекова

Уроки незабытого прошлого: возрождение критического реализма в живописи Александра Грекова

Нестандартный подход к подаче творческого замысла позволяет Александру Грекову полноценно раскрыть свои концептуальные идеи. Кроме того, большинство картин художника выделяются крупным форматом, что вполне соответствует глобальным темам, которые затрагивает мастер. В живописных произведениях из серий «Опознание», «Эпицентр» и «Уставший транспорт» Александр Греков обращается к непростым темам, касающимся каждого из нас. Художник размышляет о ходе исторического процесса и о судьбе родной страны. Его картины создают особую атмосферу и воздействуют на те уровни нашего подсознания, которые отвечают за историческую и культурную память. Изображая руины городов, заброшенные заводы, обломки старых машин и техники, Александр Греков делится с нами своим мнением о настоящем в нашей стране, корни которого, конечно, родом из прошлого. Не скрывая того, что его искусство обладает идеологическим зарядом, художник красноречиво выражает свое отношение к ходу исторического процесса, устройству современного общества и отношениям между людьми, все больше сводящимся к уровню «товарно-денежных». Художник считает, что этот процесс не остановить, также как и невозможно в одночасье изменить целую систему, формировавшуюся на протяжении десятилетий.

"Глядя на отжившие свой век автобусы, трактора, фасады домов, думаешь: какую жизнь вы прожили, какие события вам довелось увидеть? Безмолвные свидетели хранят свои и чужие тайны, давно ушедшие в безвестность.При взгляде на них создается впечатление , будто смотришь чужой фотоальбом, не проясняющий чужую, заповедную жизнь. Самое забавное, лет через 30 мои работы и правда потребуют опознания для будущих поколений. Некому станет ассоциировать свою жизнь с этим старым железом, трудной для восприятия станет проза Андрея Платонова, сотканная из советских лозунгов. Чудно будут звучать названия колхозов и совхозов, а для начала, пожалуй, придется ещё прояснить, что это за хозяйства. Навеки уснувший трактор в чужом пространстве непаханого поля стал для меня монументом ушедшей эпохи. Ветхая техника где-то в окрестностях родины не наводит тоску, наоборот, эти мастодонты похожи на крепких деревенских стариков, многое повидавших и принявших участие в том времени, называемом сегодня историей."

Изображая вышедшую из строя технику советских времен, Александр Греков говорит о цикличности истории и закономерностях в развитии страны, сменившей политический строй и избравшей новый путь экономического развития. В образах старых танков – усталость от бесконечных гонок вооружения и войн, многие из которых были направлены на борьбу за рынки сбыта и ресурсы. Несмотря на это, «уставший транспорт» у Грекова обладает характером и душой. В отживших свой век грузовиках, комбайнах и тракторах ощутима скрытая мощь, способная в какой-то момент преодолеть ржавчину прошлого и, подчиняясь принципу цикличности в ходе истории, двинуться к долгожданным изменениям.

"Массовое беспамятство накрывает людей, но и это ещё не самое страшное. Очень многим кажется сегодня, что Великая Отечественная Война - это просто история и надо жить не прошлым, а сегодняшним днем. Но победа над нацизмом 45го года не гарантирует избавления от проблемы. Прямо сегодня, прямо сейчас по всей планете набирают силу националистические партии. Италия, Испания, Польша, Финляндия, Германия, Греция, Индия, Бразилия. А что же мы? История это не о прошлом, история - это о будущем. Поэтому я не стал писать работы в духе соцреализма. Ржавые монстры – те, кого удалось остановить нашим героическим предкам, для меня не просто техника. Мне хочется рассказывать то, о чем молчат официальные СМИ и школьные учебники. Насколько долго ещё будет держаться в памяти победа, празднование которой с каждым годом все больше превращается во флэш-моб, в фарс, очищенный от советской символики, от смысла, от понимания простых истин, от понимания того, что победа достаётся не доблестью, патриотической песней, флагом и барабаном на шее. Победа достаётся развитой экономикой. Ведь стерилизовав этот праздник, мы сами делаем всё, для того что бы вновь заглянуть в черную пасть войны..."

От ночных зимних пейзажей из серии «Эпицентр» веет холодом. Руины заброшенных зданий, освещенные луной, одновременно и завораживают, и отталкивают своей мрачной имперсональностью. Безликие силуэты людей в этих картинах, застывшие в созерцании руин, кажутся слабыми и бессильными. Призраки прошлого появляются и в живописной серии «Опознание»: заселенные жилые дома кажутся безжизненными и мало отличаются от руин советских недостроев и остановившихся заводов. Пристально изучая их, Александр Греков приглашает зрителя в качестве свидетеля – на опознание этих символов былой жизни, рухнувших надежд предшествующих поколений. Во многих картинах художника прослеживается стремление запечатлеть обломки прошлого, задуматься об уроках нашей истории. Однако мысли автора устремлены и в будущее. Например, в картинах, изображающих детей на улицах пустынных городов, художник затрагивает тему ожидания перемен. Творчество Александра Грекова отличается глубиной аналитических рассуждений о насущных, жизненных вопросах, чего зачастую недостает многим произведениям современного искусства. «Мертвый инвентарь» и руины в картинах Грекова – это не просто немые свидетели событий прошлого. Полуразрушенные машины, заводы и дома, создававшиеся целыми поколениями, сравнимы с рухнувшими мечтами советских людей, которые стремились к «светлому будущему». В своих картинах Александр Греков изображает мир таким, каким его видит, а также выражает свое отношение к этому миру.