
Фото: Евгения Баранова
Быть привидением не означает быть присутствующим,
и призрачное наваждение следует ввести
в организацию самого понятия.
Жак Деррида
Фото: Евгения Баранова
WAITING ROOM
«Не совсем сейчас, никогда больше» — так звучит фраза, по одной из версий вдохновившая писателя Алана Гарнера на роман «Совы на тарелках». Она емко описывает происходящее последних десятилетий. Динамичный рост и изменяющаяся структура городов влекут за собой пересмотр форматов нашего сосуществования. Пространства обрастают параллельными смыслами, становясь пригодными одновременно для жизни и работы, уединения и коммуникации. Появляются и новые места встречи личного и коллективного — некие транзитные зоны, которые мы проходим, но не обживаем.
По Марку Оже, разрушение пространственности укрепляется благодаря появлению «не-мест» — аэропортов, торговых центров, сетевых точек и других общественных заведений, которые похожи друг на друга несмотря на отличные функции. Исчезает не только пространство, но и время: настоящее уже ушло, а будущее всё не наступает.
В проекте художники задаются вопросом о гранях индивидуального и общественного, отражая особенности восприятия современного человека и его взаимодействия с формирующимся вокруг пространством, как внутренним, так и внешним. Концептуально зал мимикрирует под комнату ожидания и делится на две зоны транзитным коридором: внешнюю действительность и внутренние состояния. Подобно процессу ожидания рейса, на который приехали слишком заранее или который был перенесён по независимым от нас обстоятельствам, мы попадаем в экспозицию рефлексии об уже произошедших событиях и только предстоящих.
В узнаваемых пейзажах Егора Плотникова появляются так называемые вычитания — отсутствия изображения, в которых мы домысливаем образы самостоятельно. Чистые белые полосы и геометрические фигуры оставляют смотрящему возможность «подгрузить» собственные воспоминания вполне знакомых каждому мест, которые, как в сновидениях, проявляются лишь частично, застревая между реальностью и бессознательным. Работы Евгении Буравлёвой, напротив, документируют конкретные изображения-публикации в социальных сетях — цифровом транзитном месте, где коллекционируют современные реминисценции. Художница сохраняет кадрирование и ракурс «исходников», но использует свои привычные визуальные приемы, тем самым объединяя традиции живописи и интернет-контекст. Серия «Миражи» Евгении Косушкиной фиксирует процесс превращения, перехода из одной формы в другую. Видимый мир в её работах плавится, растекается, изгибается и приобретает новую структуру-реальность. Лиза Глушкова создаёт метафизические вселенные, помещая их в формат ярких декораций. Этот пёстрый синтетический мир становится прообразом некоего внутреннего лабиринта, условия прохождения которого — адаптивность и трансформация в такт застывшим изменениям.
Проект «Waiting room» — это попытка отразить состояние отсутствующего пространства и времени, положение, при котором мы оказались между уже ушедшим прошлым и ещё не наступившим будущим.